ИМы и мы — арзамасцы

10.04.2021 / 10:36
Более 50 лет Арзамасский приборостроительный завод (АПЗ) выпускает исполнительные механизмы системы автоматики ракетного двигателя – ИМ-16, ИМ-25. Это изделие «космической» тематики предназначено для поддержки процентного соотношения топлива и окислителя в двигателе. Освоение «космоса» История ИМов на АПЗ началась в 60-х годах. Это было время ошеломительных успехов первых космических полетов. Уже созданные ракеты могли доставлять в космос спутники и пилотируемые корабли. Но полезная нагрузка была ограничена, что не позволяло проводить более сложные операции на орбитах. Возникла необходимость новых модификаций ракет-носителей. Так появляются «Союз» и космический грузовик «Протон». Примерно в это же время ГосНИИП разрабатывает и выходит к АПЗ с предложением изготавливать исполнительные механизмы. Вот что вспоминает Александр Мошнин, почетный ветеран труда Арзамасского приборостроительного завода: – ИМы стали собирать в 1964 году. Меня и еще пятерых человек отобрали для «космоса», направили учиться к разработчикам в Москву. Поначалу никак ИМы не шли: крышка и корпус не стыковались, целый год с этим бились. Наконец в 53-м цехе задачу решили, и на сборке все пошло как по маслу. Когда были большие заказы, на участке работало 100 человек, три мастера. В месяц выпускали по 400 штук! ИМ-16 производства АПЗ стал применяться в трехступенчатой ракете-носителе «Союз» и ее модификациях. ИМ-25 в количестве шести штук – в ракете-носителе тяжелого класса «Протон-М». – Наши исполнительные механизмы устанавливаются в двигательных установках 1-й ступени ракеты-носителя, – поясняет ведущий инженер-конструктор ОГК СП Светлана Тазалова. – Израсходовав топливо, 1-я ступень отстреливается. На «Ангаре» Конструкция механизма ИМа настолько удачна, что позволяет даже через несколько десятилетий применять привод в современных аппаратах. Сегодня ИМ-16 входит в двигатель новейшей ракеты-носителя «Ангара» с экономичным, экологически чистым жидким топливом. – Когда началась разработка космического ракетного комплекса «Ангара», АО «Конструкторское бюро химической автоматики» (г.Воронеж) поставило перед нами задачу расширить область применения ИМ-16, – рассказывает ведущий инженер-конструктор Валерий Полушкин. – Были проведены дополнительные испытания с увеличенными ударными и вибрационными перегрузками. Для этого мы обратились в Российский федеральный ядерный центр (г. Саров), располагающий уникальным оборудованием. И прибор выдержал. Тем самым подтвердилась возможность его применения в жестких режимах полета. Конструкционный запас ИМ-16 позволил расширить диапазон рабочих температур привода с +50 градусов С до +65. Но самое главное, увеличился гарантийный срок службы привода с 10 до 15 лет. На основании этих результатов АПЗ был выдан протокол разрешения применения ИМ-16 в составе ракетного двигателя «Ангары». Этот важный для предприятия документ – результат работы высокопрофессиональной команды в составе ведущих инженеров-конструкторов Валерия Полушкина и Светланы Тазаловой. В проведении испытаний также участвовали инженер-конструктор Александр Килячихин и представитель заказчика Татьяна Лопатникова. Тройная ответственность Окончательная сборка ИМов идет в цехе №42 на участке мастера Александра Малькова. – Это изделие повышенной ответственности, – рассказывает Александр Юрьевич. – Все операции, включая приготовление клеевых составов, контролируются БТК. Системы контроля выпуска ИМ-16, ИМ-25 имеют шифр «РК» – «ракетный комплекс». Поэтому все, кто задействован в его выпуске, даже из механических цехов, проходят ежегодную аттестацию по заводскому стандарту «Обеспечение надлежащего контроля и личной ответственности исполнителей за качество изготовления серийных изделий с шифром «Изготовлен по РК-98». В аттестационной комиссии обязательно участвуют главный контролер и представители 215 ВП МО РФ. Заказы на ИМы сегодня небольшие: в месяц цех выпускает 6-8 блоков. Поэтому специалистов по ИМам немного, но все – профессионалы высокого класса. В их числе слесарь-сборщик Максим Асташенков и регулировщик РЭАиП Алексей Ерёмин. Трудятся коллеги в тесном взаимодействии, их рабочие места – стол сборщика и регулировочный стенд – рядом. – Если объяснять просто, то ИМ открывает-закрывает дроссельный заслон: регулирует соотношение составляющих компонентов топлива в ракетном двигателе, – говорит Алексей Ерёмин. – На ИМах я почти 20 лет работаю, учился у Александра Васильевича Мошнина. – В изделии есть несколько ответственных операций, которые нужно выполнять с особой точностью и внимательностью, – дополняет Максим Асташенков, он собирает ИМы шесть лет. – Это касается обеспечения в соответствии с КД множества зазоров и осевых люфтов. В завершение коллеги добавили, что они, как и все заводчане, работающие с приборами ИМ, обязательно отслеживают ракетные пуски и искренне радуются, когда те проходят успешно. Цифра: 36 ИМ-16 было выпущено цехом №42 в 2020 году. Заказчики ИМов: АО «Конструкторское бюро химической автоматики (г. Воронеж), АО «Протон-Пермские моторы» (г. Пермь). Событие 25 марта в 05:47 по московскому времени к орбите с космодрома «Восточный» произведен первый в 2021 году пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с 36 космическими аппаратами, в том числе иностранными, на борту. – Мы в курсе всех запусков ракет, и этот тоже с коллегами отслеживали, – говорит Светлана Тазалова. – Всё прошло хорошо, значит, и завод сработал отлично!
Яндекс.Погода

Последние события

видео
Экстремальный забег «Стальной характер»
  • Не за рекордами, а за эмоциями отправились в прошедшую субботу активисты Молодежного совета АО «АПЗ» на экстремальный забег «Стальной характер».
  • Он прошел на территории горнолыжной базы «Хабарское». Команда заводской молодежи уже традиционно приняла участие в спортивном мероприятии, покорив дистанцию в 5 километров. На маршруте их ждали 16 препятствий, а на финише все участники получили фирменные медали.
  • О своих впечатлениях об экстремальном забеге рассказали сами участники.
  • Кирилл Кутузов, оператор станков с ПУ цеха №56:
  • – Я впервые на «Стальном характере». Психологически было тяжело, присутствовал страх перед неизвестностью. Но общая разминка, шутки ребят из команды подняли настроение, и я стал чувствовать себя спокойнее и увереннее.
  • Забег прошел на одном дыхании. Самым тяжелым препятствием для меня была «Рампа» – это трехметровая гладкая стена и никакой возможности ухватиться за что-то. Чтобы поднять человека наверх, тянули его за руки.
  • В целом я приехал, чтобы проверить свой характер. Как оказалось, он у меня стальной!
  • Павел Юматов, регулировщик РЭАиП цеха №42:
  • – Для меня самым сложным испытанием был подъем в гору. К моменту, когда мы к ней подошли, уже заметно устал и поднимался только на силе воли. А самый легкий этап – «Канат». Ещё со школьных уроков физкультуры помню, как правильно и быстро забираться по канату.
  • Что нравится в таких мероприятиях? Это то, что команда действует, как единый организм. Когда чувствуешь, что больше не можешь бежать – слышишь слова поддержки, и просыпается второе дыхание, появляется мотивация идти до конца.
  • Татьяна Фролкина, специалист по персоналу отдела кадров:
  • – «Стальной характер» – это вызов самому себе, преодоление страхов и выход из зоны комфорта.
  • Самым психологически сложным испытанием для меня были «Грязные танцы», когда нужно пройти ров с холодной грязной водой и вязкой глиной на дне, потом выбраться по обрывистым и скользким берегам и снова в ледяную, «колючую» воду. Но только благодаря поддержке и взаимопомощи близких по духу людей мы справились. А на финише испытала прилив энергии, было ощущение, что готова горы свернуть!
  • Юлия Канашкина, монтажник РЭАиП цеха №37:
  • – Особенной в этом году была погода: холод, туман, неприятная изморозь, переходящая в дождь.
  • Больше всего понравилось испытание «Блоб» – это большая надувная подушка. Она такая скользкая и гладкая, а мы после «Грязных танцев» уже все сырые, в грязи и глине. Зато съезжать с нее было весело! Эмоции переполняли: здесь и страх, и адреналин, и бодрое настроение, и, конечно, восхищение сильными и смелыми мужчинами нашей команды.
Рубрика: Новости АО "АПЗ"
видео
Слесарь-депутат
  • 1 сентября исполнилось 85 лет со дня рождения почетного ветерана Арзамасского приборостроительного завода, знаменитого слесаря-сборщика, избранного депутатом Верховного Совета СССР, почетного гражданина Арзамаса Виктора Александровича Стрелова.
  •  ㅤ
  • Виктор Стрелов родился 1 сентября 1938 года в с.Абрамово, был старшим в семье. После окончания семилетки поступил в Арзамасский техникум механизации сельского хозяйства, а после его окончания пополнил ряды новобранцев Советской армии. Служил в авиационных войсках.
  •  ㅤ
  • В 1960 году Виктор оформляется учеником слесаря-сборщика на строящийся в Арзамасе приборостроительный завод. Чтобы попасть на прием к начальнику отдела кадров, на протяжении двух месяцев выстаивал у проходной в длинных очередях из желающих устроиться на работу. Устроился и начал трудиться в 61-м цехе.
  •  ㅤ
  • В марте 1963 года женился на девушке Наташе, с которой познакомился на танцах, она также трудилась на заводе. Жили в небольшом щитовом домике с печным отоплением. Там же родились и двое их сыновей.
  •  ㅤ
  • Как высококлассный сборщик Виктор Стрелов работал с личным клеймом, ему доверяли самые сложные и ответственные задания. Привлекали для сборки опытных образцов, включали в состав группы разработчиков изделий, позже запущенных в серийное производство.
  •  ㅤ
  • В 1971 году Виктор Стрелов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За успешное выполнение спецзаказа и сборку изделий военной продукции в 1973 году становится лауреатом Государственной премии.
  •  ㅤ
  • В 1974-м в стране проходили выборы в Верховный Совет СССР. Многотысячный коллектив приборостроительного завода выдвинул на пост народного избранника кандидатуру слесаря-сборщика Виктора Стрелова. В горкоме партии одобрили. Так Виктор Александрович был избран в высший орган законодательной власти страны.
  •  ㅤ
  • Работу на предприятии Виктор Стрелов успешно совмещал с депутатской деятельностью. Ездил на сессии в столицу, выполнял наказы избирателей. В Дивеево и Дальнее Константиново помогал подвести газопровод, на Ваду содействовал в строительстве больницы. В Арзамасе от горисполкома он вел работу по постановке на очередь и выдаче автомобилей «Жигули» ветеранам Великой Отечественной войны. Но самое главное, Виктор Александрович курировал строительство водовода Слизнево – Арзамас. Заказчиком объекта выступил приборостроительный завод, сам водовод был объявлен главной народной стройкой.
  •  ㅤ
  • В 1977 году Стрелов был награжден орденом Ленина, его фото – на Аллее Трудовой славы завода и в Книге Почета.
  •  ㅤ
  • Пробный пуск слизневского водовода состоялся 8 сентября 1978 года. А накануне, решением Арзамасского горсовета народных депутатов от 6 сентября, в связи с 400-летием основания Арзамаса, учитывая личные заслуги в деле развития города и активную общественную деятельность, 40-летнему Виктору Стрелову было присвоено звание «Почетный гражданин г. Арзамаса» – первому из приборостроителей.
  •  ㅤ
  • В 2002-м Виктор Александрович ушел на заслуженный отдых, проработав на заводе 41 год. Не стало его утром 25 января 2020 г.
  •  ㅤ
  • По инициативе приборостроителей, решением городской Думы на доме по проспекту Ленина, где жил Виктор Александрович, разместили мемориальную доску.
Рубрика: Новости АО "АПЗ"