АВТОНОМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ

08.10.2018 / 09:42
  • Внедряем ТРМ — автономное обслуживание оборудования
  • Сегодня в АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» ведется активная работа по внедрению важнейшего инструмента Бережливого производства – автономного обслуживания оборудования.
  • Автономное обслуживание оборудования – один из элементов всеобщего обслуживания оборудования (Total Productive Maintenance – ТРМ), внедрение которого позволяет снизить потери, связанные с простоем станков, установок, камер и пр. Данный инструмент подразумевает разграничение ответственности между непосредственным исполнителем, работающим на этом оборудовании, и обслуживающим звеном (службой главного механика).
  • Большая работа в АО «АПЗ» в данном направлении была проделана ведущим бизнес-аналитиком отдела бизнес-анализа Владимиром Наумовым и начальником бюро планово-предупредительных работ службы главного механика Ольгой Воробьевой, которые и рассказали нам о текущих результатах внедряемой программы.
  • Куда делась культура?
  • В период распада Советского Союза и становления РФ понятие культуры производства на многих отечественных предприятиях в первоначальном его понимании стало забываться. Культура производства – это в первую очередь безопасность работников, а во-вторых, снижение простоев оборудования и гарантия выполнения производственных заданий.
  • – На культуре производства базируется производственная деятельность любого предприятия, – рассказывает Владимир Наумов. – К сожалению, современная практика показывает, что работник часто выполняет лишь свои непосредственные обязанности – изготавливает детали, не интересуясь состоянием своего оборудования. «Нам за это не платят», – пожимают плечами станочники. Однако в любой операции есть так называемое подготовительно-заключительное время. Обслуживание оборудование – неотъемлемая часть должностных обязанностей исполнителя, на которые и отводится отчасти это самое подготовительно-заключительное время. Именно эта культура в какой-то момент стала исчезать.
  • Многие руководители не владеют информацией об отказах оборудования, за которое они отвечают: в каком количестве отказывают станки в цехе, с какой периодичностью. Потому нет осознания того, какие убытки несет предприятие в связи с этим. Во многих компаниях внедрение стандартов обслуживания оборудования дало положительные результаты. Гораздо легче предупредить поломку, чем впоследствии приобретать запчасти на тысячи или даже миллионы рублей, ждать их поставку, установку, сбивая ритм производства.
  • ТРМ идет на АПЗ
  • – На предприятии было обучено несколько десятков человек — представителей каждого производственного подразделения завода — по применению ключевого элемента ТРМ, – говорит Владимир Наумов. –  Практические занятия проходили на базе цеха №50, после чего мне была поставлена задача – внедрить эти инструменты на всех производственных площадках.
  • Первый этап – ознакомление трудовых коллективов на своих рабочих местах с принципами ТРМ. В основе, как известно, элементарная уборка оборудования, включая его скрытые зоны.
  • В станочном парке АПЗ – несколько тысяч единиц. Создали в каждом цехе рабочую группу, которая определила перечень оборудования в своем подразделении для автономного обслуживания. Цеховые службы разработали визуальные стандарты на универсальное оборудование. Разработаны инструкции по работе с оборудованием с ЧПУ, которые включают в себя визуальный стандарт по ежедневному обслуживанию. Данные стандарты были развешаны на каждой единице оборудования. Также был создан чек-лист, по которому можно оценить вовлеченность рабочей группы и персонала в данный процесс.
  • По итогам аудита 20 подразделений было полностью переработано Положение по автономному обслуживанию, а также изменен чек-лист – так начался второй этап программы.
  • – В обязанности сотрудников службы главного механика была включена обязательная проверка автономного обслуживания оборудования в цехах завода, – говорит Ольга Воробьева. – Трудность, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что многие работники не понимают, зачем им это нужно – заносить результаты ежедневного обслуживания и отклонения в работе оборудования в таблицы. Однако есть цеха, где руководители, мастера и трудовые коллективы осознали всю важность этого инструмента базовой надежности.
  • На АПЗ существует электронная база, куда входят результаты аудитов как по конкретной единице оборудования, так и по цеху в целом. Но необходима максимально точная статистика по отказам оборудования. Разрабатываются мероприятия по ее сбору. В специальную систему, так называемый электронный паспорт оборудования, каждая служба цеха обязана фиксировать отказы по всему станочному парку, которым обладает подразделение.
  • Алексей Прусаков:
  • – Здесь недопустимы факты сокрытия. Важно помнить, что статистика работает на качество, она прогнозирует работу всего оборудования. Только достоверная информация даст предприятию качественный скачок в работе станочного парка, следовательно, будет и качественное выполнение производственных заказов.
  • Еще одно новшество – таблица определения проблем и их решения – важнейший элемент автономного обслуживания, нацеленный на оценку состояния и раннее предупреждение возможных проблем. Согласно ей исполнитель должен оперативно выявить любую проблему, связанную с состоянием своего оборудования; руководитель в лице мастера, механика или начальника цеха, в свою очередь, обязан принять исчерпывающие меры для ее решения. При таком подходе значительно сокращается время на устранение возникшей проблемы. Практика других предприятий показывает, что это работает весьма эффективно.
  • На перспективу
  • По словам сотрудников отдела бизнес-анализа, не за горами то время, когда передовые производственные предприятия будут обязаны иметь сертификацию системы менеджмента Бережливого производства. И к этому необходимо готовиться уже сегодня. Многие организации и концерны уже предъявляют своим поставщикам особые требования в рамках Бережливого производства, например, наличие внутренних стандартов.
  • Известно, что в планах головного заказчика АПЗ в 2020-х годах внедрить для своих поставщиков требование наличия на производственных площадках системы Бережливого производства. Велика вероятность, что в ближайшем будущем обязательным фактором трудоустройства работников на такие предприятия станет знание стандартов обслуживания оборудования, которые сегодня активно внедряются на Арзамасском приборостроительном заводе.
  • Артем Канашкин.
  • Фото Александра Барыкина.
  • ИСТОЧНИК: ПРЕСС-СЛУЖБА АО «АПЗ им. П.И. Пландина»
Яндекс.Погода

Последние события